БОЛЬШОЙ УСПЕХ МАРИИ ЧЕРДАКОВОЙ
Мы гордимся многими своими земляками. И как можно заметить, таланты на нашей земле не иссякают, на смену старшему поколению приходит новое, молодое, образованное и умное, пытливое и доброе, способное добиваться очень многого в своей профессии. С таким человеком мы вас уже познакомили. Это Мария Николаевна Чердакова — дочь Николая Григорьевича Мешкова, известного в Демидове руководителя, активного общественника. Она выиграла Смоленский областной конкурс «Учитель года — 2020» и поехала в г. Волгоград попытать свою удачу в финале конкурса «Учитель года России — 2020».
В финале общероссийского конкурса приняли участие 85 педагогов из всех субъектов страны. Разумеется, Смоленскую область представляла победительница регионального конкурса, учитель информатики средней школы № 8 г. Смоленск с углубленным изучением иностранных языков Мария Николаевна Чердакова, то есть Мешкова. Она по итогам всех испытаний заняла 16 место. Это очень высокий результат, если понимать, что в финале выступали очень сильные учителя, и в их компании оказалась Мария Николаевна. Вот уж действительно, знай наших! И еще одно сравнение, которое может показаться не совсем уместным, но все же. Вы только вдумайтесь в следующие цифры. Сегодня в школах России работают 1,5 миллиона педагогических работников. Понятное дело, далеко не все способны решиться поучаствовать даже в областном конкурсе, а здесь вся Россия, и Мария Николаевна в нашей стране вышла на 16 место. Это при всем при том, что по итогам конкурса лучшими считаются 15 первых учителей, ставших лауреатами, которые затем уже боролись за 1 место и место в первой пятерке. Так что наша Мария Николаевна, без всякого сомнения, вошла в число самых талантливых учителей. Поздравляем! Кроме того, Чердакова дала показательные уроки (мастер-классы), которые демонстрировались во всех педвузах страны, и завоевала приз зрительских симпатий от педагогического сообщества Волгоградской области в номинации «Педагогические мастерские», а также была награждена специальным нагрудным знаком финалиста.
Успех Марии Николаевны вызвал большой интерес в г. Демидов, и поэтому мы просто не могли не взять у нее интервью.
— Мария Николаевна, как Вы пришли к решению принять участие в региональном конкурсе, а кода победили в нем, Вам только и оставалась одна дорога в Волгоград на Россию. Что чувствовали тогда, было ли волнение, сомнение?
— К региональному конкурсу я шла давно и с течением времени только укрепилась в своем решении посоревноваться со своими коллегами. Почему? Только в таком конкурсе можно получить оценку своего труда, подвести некоторые итоги, определить, а в правильном ли направлении я иду, хорошо ли учу детей своему предмету и так далее. Причем меня никто не принуждал участвовать в конкурсе, я хотела этого сама. Несколько раз он переносился, из-за чего пришлось поволноваться — готовишься, готовишься , а, оказывалось, из-за пандемии все усилия уходили в песок. Приходилось снова настраиваться и не опускать руки, все время держать себя в тонусе. К счастью, в декабре 2020 года конкурс состоялся. Проходил он в два этапа в дистанционной форме. По результатам оценок жюри я попала в шестерку учителей, которым предстояло выступить в финале. Там другие испытания: мастер-класс, образовательный проект и публичная лекция. Жюри присудило мне первое место. Была и радость, и тревога. Надо было ехать на Россию, а это большая честь и ответственность, но те незабываемые 12 дней конкурса были наполнены радостью и осознанием большого праздника, удовлетворением от общения с коллегами самого высокого уровня. В итоге я заняла 16 место, и не потому, что не была уверенна в своем профессионализме, а потому, что не смогла справиться с волнением. То есть с самой собой. И как тут справиться, если перед тобой в жюри сидели ученые мужи, корифеи педагогики. Но я очень старалась, и лучше всего у меня получился урок информатики — это была моя стихия, и я давала урок не на камеру, не для жюри, я давала урок детям, и они остались очень довольны полученными знаниями. Конкурс давно закончился, но мы продолжаем созваниваться с коллегами и надеемся еще раз стать участниками очередного конкурса.
— Мария Николаевна, Вы родились в Томской области. Но Вы- поречанка?
— Волею судеб я действительно родилась далеко отсюда. Но когда мне было полгода, меня привезли в Демидов. Пожалуй, от места моего рождения мне досталось сибирское крепкое здоровье и рассказы родителей о таежном селе и о людях с большим сердцем, живших в нем.
— А город Демидов любите? Я думаю да, потому как не могло не сказаться влияние отца Николая Григорьевича Мешкова. Когда он работал зам. Главы, да и раньше тоже, он всегда говорил: «Любите свой город», и даже плакат с такими слова сделал именно он. С такой же любовью он занимался и городским парком, можно сказать, спас его от гибели, организовал посадку деревьев. И вот эта любовь всегда передавалась горожанам. И Вам, пожалуй, тоже.
— Как и все подростки, наверное, я мечтала поскорее уехать в «большой город». Но сейчас ощущаю, что здесь моё «место силы». Ностальгирую, когда сюда приезжаю. Здесь даже воздух пахнет детством. К сожалению, я здесь нечастый гость, но это — единственное место, где я отдыхаю душой.
— Мария Николаевна, в какой школе учились? Каких учителей помните?
— Я училась и окончила вторую среднюю школу г.Демидов. Школа оставила у меня положительные, тёплые воспоминания. Я помню всех учителей. С особым уважением вспоминаю первую учительницу Куксину Надежду Ивановну и классного руководителя Антоненкову Валентину Александровну. Очень многие моменты в работе классного руководителя я взяла от Валентины Александровны. Она всегда учила нас быть самостоятельными, распределяла между нами обязанности. Благодаря ей мы очень близки со своими одноклассниками. С удовольствием собираемся на вечера встреч. Очень душевный учитель — Оловянникова Таисия Васильевна. С лёгкостью нас учила математике, приводя примеры из жизни, в которых она пригодится. Меня учили химии и биологии — хозяйки самых интересных кабинетов — Корнеева Валентина Николаевна и Голубева Наталья Дмитриевна. Физику у нас вели 2 учителя. Директор школы Чебанюк М. И., из его методики работы я взяла в свою практику дифференцированный подход. Лахова Татьяна Ивановна каждый урок начинала с фразы «Встали ровненько, красиво. Здравствуйте. Садитесь.» Как мне хотелось после этих слов встать «ровненько» и обязательно «красиво». Какое уважение к уроку и к ученику в этой фразе. Как думаете, с каких трех предложений я начинаю свои уроки?
Говоря сейчас об учителях нашей школы, обо всех и о каждом конкретном, ощущаю глубокое к ним и к их работе чувство уважения. Думаю, это самое важное в любой профессии, а уж учителя особенно — делать свое дело так, чтобы уважали тебя и твой труд.
— А Вы человек неравнодушный? Опять же, говоря о Ваших родителях, я хорошо знаю, насколько они неравнодушные люди. Вы не можете быть другой по определению.
— Сложно, наверное, расти в семье таких людей, как мои родители, и оставаться отстраненной от чужих бед. И я, и мои братья воспитываются в семье, где не знают слов «нахальство», «вранье», «подлость». Отец — очень честный человек. Столько лет проработав на серьёзных должностях, он никогда не позволил себе взять больше, чем ему положено. Он говорит: «Лучше быть бедным, но спать спокойно». Даже в тяжёлые времена перестройки, когда им с мамой нужно было кормить и одевать троих детей, отец всегда был, что называется «чист на руку». Этому он научил и нас.
Сейчас от школы и государство, и родители требуют воспитывать ребёнка на высочайшем уровне, забывая, что самое главное — это то, в какой среде растёт ребёнок. Если родители хамят друг другу, дерутся, оскорбляют других людей, обсуждают учителей, не стесняясь в выражениях, — ребёнок будет это делать машинально, даже незадумываясь, ведь для него это обычная ситуация.
Поэтому сейчас, помимо обучения школьников, у учителей прибавилось огромное количество работы с их родителями, которые приходят в школу с требованиями, говоря о своих правах и совсем забывая о своих обязанностях.
Возвращаясь к своей семье и той среде, в которой я выросла, скажу, что у нас всегда было много книг. По дороге из школы я заходила в библиотеку за книгой, которую могла прочитать ещё до двери дома. И это тоже заслуга родителей, которые читали. Отец до сих пор ходит в библиотеку за книгами.
И ещё труд. Обязанности в семье были у каждого ребёнка. Что такое доить корову, садить и копать картошку, полоть грядки, полоскать белье в реке, я умею и этим горжусь. Родители никогда не сидели без дела: мама прекрасно готовит, заготавливает консервацию на зиму (а теперь уже почти в промышленных масштабах, ведь она это делает на 4 семьи), в свое время она мастерски вязала, но и сейчас не забывает. Они вместе с папой занимаются хозяйством. Сколько себя помню, у нас всегда была живность. Приучение к труду — неотъемлемая часть воспитания личности ребёнка. Через собственные усилия формируется уважение к результатам деятельности других. Семья — основной институт воспитания — был, есть и будет.
— Что побудило поступать в пединститут, сейчас университет?
— В нашем роду учителей нет ни с одной стороны. И это тем более удивительно, так как и я, и братья окончили Смоленский педагогический университет. Думаю, моя профессия была предрешена тем, что я — старшая сестра, которой для своих детских игр достался живой ребёнок, а неравнодушная кукла. Я была счастлива! Помню, когда Гриша (третий ребёнок в семье Мешковых). несколько лет был учителем истории в школе №1 г. Демидов. Сейчас работает социальным педагогом в Благотворительном фонде «Дети наши». Мне уже было около 9-10 лет, когда я занималась обучением Гриши. Я подходила со всей ответственностью к делу: составляла расписание и даже планы уроков. Надо отдать Грише должное, он слушал меня и выполнял задания, пока ему это не надоедало, и он убегал играть с игрушками.
Илья ( Средний брат сейчас занимает руководящую должность в УМВД России по Смоленской области), под моё «обучение» не попал, так как мы с ним погодки и уговорить его учиться ещё и дома, дело было невыполнимое.
— Как сделать так, чтобы ребёнку облегчить учебу?
— Существует так называемых «три кита» для решения проблемы.
1. Режим дня. Это основа и залог хорошего настроения, физического и психического здоровья ребёнка, его активности в школе. Задача родителей — приучить младшего школьника к распорядку дня.
2.Самостоятельность+контроль.
С 1 класса нужно научить ребенка быть ответственным за сбор портфеля, за заполнение дневника, как только ребёнок научится писать. Записывание домашних заданий, их выполнение по схеме: открыл дневник, открыл страницу учебника и тетрадь, прочёл задание, выполнил. Нужно дать возможность ребёнку сначала самому вникнуть в суть задания, попытаться найти алгоритм его выполнения. А потом уже родителям вносить коррективы, если необходимо. Как правило, нетерпеливые взрослые сами открывают дневник и далее по схеме… Функция родителя — контроль.
3. Похвала. Нередко сталкиваюсь с такими случаями, когда дети плачут из-за тройки или четвёрки. Или говорят: не пишите замечание в дневник, меня мама убъет. Порой родители на ребёнка взваливают непосильную моральную ношу «Ты должен учиться на отлично». «А почему только на пять ?». Нужно попытаться объяснить и втолковать ребенку, что важны разные оценки.
— У Вас есть какие-либо увлечения, чем занимаетесь в свободное время, если оно есть?
— Да, у меня есть свои интересы, я же не 100 процентов посвящаю учительству. Хотя работа учителя не заканчивается школьным звонком. Приходится работать и в выходные, и во время отпуска. Но дома я обычный человек — мама и жена.
Если говорить о моих интересах, то я много читаю, люблю смотреть фильмы- биографии. А еще занимаюсь рукоделием, учу этому своих детей. В рукоделии , как нигде, проявляются именно женские качества. И всегда радостно видеть результаты законченной работы и думать уже о другой.
— Был ли у Вас момент, когда хотелось уйти из школы?
— Безусловно, учитель — очень сложная профессия. И не зря мы говорим о профессиональном выгорании, когда учитель не видит дальнейшей перспективы, его не радуют учебные результаты, в душе появляется черствость и некоторая опустошенность. Это и есть выгорание. Был ли у меня такой период? Да, был. Я ушла из профессионального образования в декрет. Затем снова вернулась, но уже в школу, работаю с большим удовольствием, полна сил и энергии. Шесть лет работы в школе пролетели быстро, и когда я вижу успехи детей в учебе, слышу благодарности в свой адрес, мне действительно становится тепло на душе, появляется большая мотивация для активной работы со своими учениками.
Мария Николаевна, Вашу любимую цитату «Учитель — это звучит гордо!» мы сегодня относим именно к Вам. Думается, что многие Ваши земляки могли бы перефразировать цитату примерно так: «Учитель Мария Николаевна Чердакова — это наша районная, областная и российская гордость». Удачи Вам , успехов, счастья, любви, семейного благополучия. И от всей души поздравляем Вас с праздником 8 Марта.
Елена Корженец.