Мошенники продолжают обманывать по телефону

Весной и летом этого года сотрудники уголовного розыска уже задержали в московском регионе пятерых подозреваемых в краже денег с платежных карт. Злоумышленники тогда рассылали гражданам СМС-уведомления с текстом «Ваша карта заблокирована», указывая телефонный номер, на который необходимо перезвонить для разблокировки. У тех, кто попался на их удочку, мошенники выпытывали персональные данные и реквизиты карт. Используя полученные сведения, они снимали деньги со счетов жертв через банкоматы. Но звонки с номеров, крайне похожих на номера банковских колл-центров, продолжаются. И Смоленская область — не исключение.

Так, жительнице Смоленска на мобильный телефон позвонил якобы сотрудник службы безопасности банка, сообщил, что с ее счета пытаются снять деньги, и под предлогом необходимости в отмене этой операции узнал реквизиты банковской карты. Через некоторое время женщина получила смс-оповещения о списании всех денежных средств со счета. В июле аналогичная ситуация произошла с жительницей Починка, которая обратилась в местную часть отдела полиции с заявлением о хищении с карты 8659 рублей: Ей позвонил неизвестный, представившись сотрудником службы безопасности банка, и обманным путем выведал одноразовый код, отправленный в смс, который якобы был нужен для разблокировки карты. В результате женщина лишилась всех денег, находившихся на карте.

Так же лишился денежных средств с банковской карты в сумме 21487 рублей еще один житель Починка. Другие похожие случаи уже зарегистрированы в Смоленске, Сафоново, Рославльском, Вяземском и Гагаринском районах. Общий ущерб по ним составил более 200 тысяч рублей. И таких примеров масса.

«По мнению экспертов, свыше 80% хищений денежных средств у россиян производится с использова- нием методов социальной инженерии — психологического воздействия с целью обмана. Мошенники добиваются того, что человек сам переводит им деньги или сообщает свои персональные данные, — комментирует заместитель управляющего Отделением Смоленск ГУ Банка России по ЦФО Юрий Гоев. — Ухудшает ситуацию то, что злоумышленники получают определенную информацию о клиенте заранее из открытых источников, например, из соцсетей, и пользуются этими знаниями при звонке, вызывая доверие жертвы».

Как же действуют мошенники? Они говорят быстро и уверенно, торопят жертву, используют профессиональные термины, нередко фоном включают звуки, имитирующие работу оживленного колл-центра. Чаще всего звонят в неудобное время, ночью или ранним утром, когда человек спит и не может быстро сориентироваться. Испугавшись непоправимых последствий, человек называет данные, которые спрашивает злоумышленник. Это не всегда ПИН-код или секретный номер на обороте карты. Чаще злоумышленники просят назвать код из СМС, которая придет на ваш телефон. Кроме того, злоумышленники, чтобы убедить клиента в безопасности, могут предложить, к примеру, не называть этот код, а набрать его в тоновом режиме через «автоматическую службу», которая запросит ввод полученных цифр. Злоумышленники научились с помощью специального программного обеспечения подменять свои телефоны на официальные номера банков. Так и произошло с некоторыми потерпевшими от телефонных мошенников в Смоленской области.

Ваш банк действительно может звонить или рассылать информационные сообщения. Но при обращении к вам как к клиенту никогда не будет запрашивать конфиденциальные данные, коды и пароли, а в сообщениях будет указывать только официальный телефонный номер. «Если вам звонят якобы из банка, требуют принять оперативно какое-либо решение или сообщить данные о себе, вашей карте или код из СМС, то лучше положить трубку и перезвонить в свой банк по официальному номеру, набрав его вручную, — советует заместитель управляющего Отделением Смоленск ГУ Банка России по ЦФО Юрий Гоев. — Даже если вам сообщают о подозрительной операции, торопиться не следует: банк действительно может ее приостановить, но делает это на срок до двух дней, у вас будет время самостоятельно все выяснить».

Единственное, что могут спросить в банке для идентификации вас как клиента, это «кодовое слово». Но спросить его могут только, когда вы сами звоните в банк по официальному номеру, а не наоборот.

Если все-таки вы стали жертвой мошеннических действий с платежной картой, необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением о случившемся, а информацию о факте обращения передать в свой банк. Это поможет в расследовании схожих преступлений и предотвратит их в дальнейшем.

Читайте также: