Дорогой золотник

Стоянка человека

Прежде чем добавить еще одну каплю гордости за свою малую родину в связи с 90-летием образования Демидовского района, нелишне освежить историческую память. Люди на поречской земле жили с незапамятных времен. С незапамятных – в том смысле, что мы располагаем лишь материальными признаками присутствия человека и относим их к той или иной родоплеменной культуре с точностью в столетие или даже в тысячелетие. На каменных скребках и топорах дат нет, их «ставят» археологи: при слиянии Гобзы и Каспли в 1948 году обнаружена стоянка человека, относящаяся к четвертому веку до нашей эры…

Естественный процесс образования и преобразования классовых формаций таким же, в принципе, естественным путем формировал и изменял систему административно- го управления. Ко времени упомина- ния Поречья в первых найденных письменных источниках (1499 г.) смоленская земля, издавна заселен- ная кривичами, побывала и состав- ной частью древне-русского государ- ства с центром в Киеве, затем по- литически обособилась в княже- ство (около 1127 г.), дробилась на уделы, подвергалась нападениям с запада и востока, входила в состав Великого княжества Литовского и Русского и под его знаменами выс- тавила на Грюнвальдскую битву три полка, которые легли костьми, приняв на себя главный удар тевто- нов и обеспечив победу. Наверняка в той битве участвовали и пореча- не, как и в последующих битвах: с поляками, шведами, французами, но- выми тевтонами, да и друг против друга – это уже после революции…

На уездный уровень

В 1708 году Петр Первый образовал Смоленскую губернию в составе 17 уездов с центрами в Смоленске, Рославле, Дорогобуже, Вязьме, Белом, Погорелом-Городище, Зубцове, Старице, Серпейске, Козельске, Мещовске, Мосальске, Лихвине, Борисове-Городище, Перемышле, Воро- тынске, Одоеве. По площади и своему влиянию на общерусские дела ее можно сравнить со Смоленским княжеством 13 века, когда с севера на юг оно простиралось от озера Селигер до города Зарой на реке Ипуть, а с востока на запад от истоков реки Москва до города Жидчичи. Их, губерний, тогда всего-то было восемь, в том числе Смоленская. Скромно скажем, что Поречье на «районный» (уездный) уровень еще не тянуло, но в ранге дворцового села побывало, пристань имело, даже деньги чеканило и по торговым связям выходило к «варягам» на Балтику, а еще раньше на древних греков (вспомним Вержавск, вспомним шугайловские раскопки с найденными фрагментами древнегреческих украшений и т.д.).

Входила поречская земля и в состав Рижской губернии – в 1713 году Смоленская губерния была расформирована и большей частью отошла «под Ригу». Через 13 лет, при Екатерине Первой, опять была восстановлена, но уже в составе пяти уездов: Смоленского, Дорогобужского, Вяземского, Бельского и Рославльского. И только 23 декабря 1775 года, с преобразованием Смоленской губернии в наместничество и присоединением к нему новых территорий, дворцовое село Поречье назначалось центром одного из семи новых уездов, а на следующий год Екатерина Вторая наградила его городским званием. Губернией Смоленщина снова стала через двадцать лет, и в ее составе Поречский (с 19 ноября 1918 года Демидовский) уезд полтора века переносил все политические катаклизмы, хозяйственные и административные реформы.

Продолжение материала читайте в печатном издании газета «Поречанка» № 37 от 13 сентября 2019 года

Читайте также: