Детский “лайнер” с курса не собьется

Демидовскую школу –интернат можно сравнить с большим лайнером, плывущим по волнам образования и воспитания, где существуют свои правила и порядки, призванные вырастить подростков достойными людьми. Сразу скажем, задача непростая, сложная, но коллектив интерната всегда нацелен на результат, применяет все возможные формы обучения и воспитания. И такой «лайнер» не остановить, не поставить на прикол. По этому поводу директор школы- интерната А.В. Шевандин заметил: «Ходят слухи по Демидову, что интернат могут закрыть. Это неправда, наоборот, понемногу  он будет расширяться, необходимость в этом есть». А сейчас в образовательном учреждении обучаются 82 человека, которым созданы для жизни почти что идеальные условия. Идешь по кабинетам, комнатам и удивляешься: это не интернат, а пансионат.

Поэтому на очередном мартовском ( еще до ограничительных мер по коронавирусной инфекции)  выездном заседании, прошедшем в интернате, председатель КДН    Т.Н. Крапивина подтвердила эту мысль , подкрепив ее словами благодарности учителям и воспитателям за то, что они неплохо работают с детьми, переживают за них, используют сопровождение детей уже после выпуска из интерната, что тоже важно.

Основной доклад о возможности самовольных уходов из интерната сделал директор. Потенциально, отметил он, у нас есть ребята, склонные к уходам. Но я хочу сказать, что вот уже четыре года из интерната никто не уходил, в чем видится большая заслуга всего коллектива. Сегодня создана система воспитательной работы, которая заметно снижает склонность к совершению уходов или даже преступлений. И я, как руководитель, подчеркнул Шевандин, говорил и буду говорить : «Чем больше ребенок занят делом, тем меньше у него в голове рождается плохих мыслей».

А причина и природа самоволок понятна: это нежелание выполнять утвержденные планы в интернате, склонность к бродяжничеству. Вот почему выполнение распорядка дня стало для нас основным законом воспитания. Предотвратить эти явления помогает в том числе и социальная ориентация детей: это когда им дается возможность пожить в социальной квартире при интернате, где дети под руководством учителей и воспитателей сами готовят пищу, стирают, убирают. Таким образом, преподносится урок, как надо  жить в нормальной семье, какие там могут существовать условия и правила. Плюс занятия в клубах, секциях, дети всегда знают, чем они займутся в определенное время, и у них нет времени на капризы – «хочу, не хочу», хотя такое тоже бывает.

Отдельно выделяется работа с нерадивыми родителями. Как не было хорошо в интернате, дети всегда в мыслях стремятся к мамам и папам. Но вот беда. Когда некоторые родители приезжают навещать детей, последние попадают не под совсем хорошее влияние. Что поделаешь, и в этом направлении мы работаем, успехи есть.

Не секрет, что интернат славится своими спортивными  достижениями, причем очень высокого ранга в своей категории. Пожалуй, всему миру известны интернатовские теннисистки, футболисты. Недавно для детей был построен просторный зал для настольного тенниса. Спортивные дела развивают у детей чувство собственного достоинства, желание выделиться, принести славу родному интернату. И , конечно, дети приобретают навыки коллективизма, выходят на новый уровень общения.  Вот простой пример из практики. Очень дружеские отношения сложились у детей интерната с НП «Смоленское Поозерье», куда они ездят всегда с огромным удовольствием. Или еще пример коллективной занятости и ответственности. Все знают, у организатора внеурочной работы Геннадия Дубино нет в группе трудных подростков, смог учитель подобрать ключик ко все детям, заинтересовать общим делом – фотографией.

И таких примеров немало. Если вернуться к спорту, то во всех секциях тоже царит здоровая обстановка соревновательности, соперничества, при этом процветают дружеские отношения.

В этом материале мы специально, чтобы не отвлекаться, не останавливаемся на некоторых оргазационных мероприятиях, касающихся внутреннего распорядка. Но об одном надо сказать обязательно.  Когда я спросил Шевандина, а занимаются ли дети общественно  полезным трудом, он ответил утвердительно: «Что ребята в силах сделать сами, они это делают добровольно и с интересом, им это нравится. Конечно, такая позиция может многим не понравиться, дети мол не должны работать. Увы, ребята, если мы так считаем, то делаем большую ошибку – развил я мысль Анатолия Владимировича. Тем более, что в интернате есть свой орган детского самоуправления, который тоже оказывает свою роль на общую обстановку.

И возвращаясь к побегам. Коль дети не бегут из интерната, значит, им здесь хорошо. Отдельно надо сказать о сотрудничестве ПДН Демидовской полиции с коллективом интерната. У нас общие интересы, задачи, ПДН при любой возможности приходит на помощь для разрешения сложной проблемы. А сама комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав знает обстановку в каждом образовательном учреждении, хорошо видит и понимает свои задачи. Поэтому и работает успешно. Да, проблем много, но у людей, неравнодушных и думающих,  проблемы как- то уменьшаются в десятки раз.

Ну, а мы еще вернемся к интересной теме и отдельно поговорим об организации спортивного движения в интернате. Там как раз появилось много новых моментов, умолчивать о которых никак нельзя.

Ю. Пашин.

Постскриптум.  Все время нахождения комиссии в интернате на ее этажах дежурили серьезные парни. Одеты с иголочки, они словно стояли в почетном карауле, проявляя уважение к членам комиссии. Я спросил одного парны: “ Как живется, дышится”? Парнень оказался культурным и представился “Николай”. А живем мы здесь, хлеб жуем и не тужим, наоборот, весело живем. Вот слышите в спортзале пацаны в баскетбол играют. Посмотреть не хотите”. Я посмотрел: отлично играли. И все у них будет хорошо в жизни. 

Читайте также: