Первый театр и его создатель Николай Григорьевич Цевловский
Небогатый дворянин Поречского уезда Смоленской губернии Н. Г. Цевловский создает свой небольшой домашний театр, не похожий как на привычное барское развлечение, так и на вольную антрепризу. Увлеченный рассказ о нем содержится в воспоминаниях дочери Цевловского-известной в свое время детской писательницы и педагога Е. Н. Водовозовой. Между тем, крепостной театр Цевловского — единственный на Смоленщине, о котором остались более или менее подробные сведения.
При знакомстве с театром, прежде всего, останавливает внимание личность его организатора и владельца Николая Григорьевича Цевловского(1790-1848). Он принадлежал к блестящему и гордому поколению русской молодежи 1812 года, либеральному ее крылу, к тем, кого именуют иногда «декабристами без декабря». Родился в семье смоленских дворян западнической ориентации. С помощью гувернеров-иностранцев получает прекрасное первоначальное образование и знание нескольких европейских языков. К 14 годам остается без родителей и. как сирота, определяется юнкером в Петербургский уланский полк, где через несколько лет становится офицером. Пятнадцатилетним мальчиком Николай Цевловский участвует в битве под Аустерлицем, а затем и по всех других основных событиях войны с Наполеоном.
Отечественная война 1812 года и заграничные походы стали решающим фактором политического развития Цевловского. Они расширили его кругозор, раскрепостили сознание, побудили к размышлениям о плачевном внутреннем состоянии России. Отныне любимыми писателями молодого офицера становятся скептический Вольтер, чувствительный Руссо, пылкий Мицкевич, которых он читает в оригинале, а из отечественных — Пушкин и Грибоедов.
В 1828 году Цевловский выходит в отставку и приезжает на постоянное жительство в свое смоленское имение Погорелое, расположенное в поречской глуши, в семидесяти верстах от уездного города. Через несколько лет Николай Григорьевич переселяется с молодой женой в Поречье, в специально купленный для этого большой деревянный дом. Вопреки ожиданиям, городская жизнь мало что изменила. В городе оказалась та же среда помещиков, что и в селе. Как и следовало ожидать, вскоре по уезду поползли слухи о неблагонадежном направлении ума отставного майора, появляются жалобы и доносы.
В своем Богом забытом Поречье Николай Григорьевич не только сохраняет человеческое достоинство, но и делает все, чтобы приобщить своих земляков — прежде всего молодое поколение дворян к дорогим для него духовным ценностям, к современным идеалам и понятиям. По свидетельству дочери, им «всецело владела» мысль о расширении образования и культуры. В общении с Цевловским (у него была прекрасная библиотека), как призналась одна из его родственниц, молодым поречанам»открывался новый мир». Именно такими, просветительскими целями вдохновлялся он и при устройстве общественного театра.
Цевловский познакомился с театром еще в ранней молодости, в Петербурге, а потом в Варшаве. Он приходит к выводу об огромном образовательном значении искусства сцены. «Он всегда проводил мысль, что из всех просветительских влияний наибольшее имеет театр, как первейшее средство для воспитания в молодежи благородных чувств» (Е. Н. Водовозова).
Маленький театр Цевловского, подобно своему владельцу, выглядел как редкое исключение, как явление почти беспрецедентное для николаевского времени, тем более для крепостных подмостков. Его репертуарная основа — самая добротная отечественная и зарубежная классика. «Многие помещики нашего уезда впервые из представлений нашего театра познакомились с произведениями русских писателей, даже с комедией «Горе от ума», — вспоминает Водовозова. Играли в Поречье и знаменитые комедии Фонвизина.
Идеология и качество пьесы были, по-видимому, первой работой Цевловского. При необходимости он сам садится за письменный стол и переводил для труппы полюбившиеся произведения французских и польских драматургов — вплоть до классических комедий Мольера. А главной театральной заслугой Николая Григорьевича является, конечно же, постановка комедии «Горе от ума». Причина приверженности Цевловского к шедевру Грибоедова также лежит на поверхности. Он и сам, по сути дела, находился в ситуации Чацкого, постоянно сталкивался с местными Молчалиными и Скалозубами.
Поречский крепостной театр Цевловского возник около 1840 года и просуществовал; судя по всему, до кончины его владельца в 1848 году. Наследник декабристских мечтаний Цевловский стал одним из тех, кто исподволь готовил умы к либеральным реформам Александра II.»Вам трудно поверить, — говорила своим выросшим детям его жена Александра Степановна, — но клянусь вам всеми святыми, что ваш отец уже в 30-х и 40-х годах, следовательно, в эпоху злейшего крепостничества, проводил же гуманные идеи, которые разделяете и вы».
Не случайно мы находим детей и внуков Цевловского среди деятелей русского демократического движения второй половины прошлого века (Е. Н. Водовозова, В.В.Водовозов). Старший его сын Андрей, проводя в жизнь в качестве мирового посредника крестьянскую реформу 1861 года, заслужил настоящую ненависть поречских крепостников тщательным соблюдением буквы указа, нежеланием потакать их уловкам, честным соблюдением крестьянских прав. Старшая дочь Александра, великая труженица, стала одной из лучших учительниц Витебска и Смоленска. Зерна, оставленные в их душах отцом, дали хорошие всходы, деятельность поречского просветителя отозвалась в новых поколениях. Смоленский дворянин Николай Григорьевич Цевловский принадлежит к числу тех благородных энтузиастов и тружеников, Дон-Кихотам российской свободы, усилиями которых, по определению И. С. Тургенева, хотя трудно, подвигается вперед история и сохраняет свое достоинство человека.
В.Афонина, заслуженный работник культуры РФ
Фото использовано из открытого источника в интернете: https://klevo.net/wp-content/uploads/klevo/thumbs/1563880623_8740.jpg