Осталась далеко война
Действительно, война осталась далеко. И мы о ней знаем из книг и кинофильмов, из рассказов ветеранов, которых остается всё меньше и меньше. У нас в районе уже нет тех, которые принимали непосредственное участие в боях.
Ещё одним напоминанием о войне служат памятники и обелиски, поставленные в память о тех, кто защищал нас. А ведь есть ещё памятники, которые поставлены мирным жителям, которые были замучены и расстреляны фашистскими оккупантами.
Такое памятное место с установленным памятным знаком есть и в нашем городе. И когда к нему подходишь, то становится страшно, и задумываешься, сколько ни в чём неповинных людей погибло. Среди них были старики и молодые, и самое страшное, что были и дети.
Оно находится на юго-восточной стороне города Демидова, в конце улицы Гаевская, занимает площадку 6х6 м., выложенную бетонными плитами. В центре установлен памятный знак размером 4х0, 9х0,4м., изготовленный из железобетонной плиты, облицованной светлой штукатуркой. Вверху на знаке указаны годы оккупации района и расстрела советских граждан «1941-1943».
По центру знака расположена мемориальная доска 0,40х0,30м., на которой надпись: «Вечная память советским патриотам, замученным и расстрелянным немецко-фашистскими захватчиками в период военной оккупации Демидовского района в 1941- 1943 годах».
Сразу после оккупации города гитлеровцы устроили для военнопленных, партизан и помогавших им мирных жителей концлагерь. Располагался он по улице Смоленская (ныне Гуреевская) в глубоком овраге и прилегающей к нему возвышенности до берега Каспли. Территория лагеря была обнесена высокой оградой из колючей проволоки. С внешней её стороны днём и ночью маячили немецкие автоматчики. На трёх специальных вышках были установлены пулемёты, у которых круглосуточно дежурили часовые. По воспоминаниям очевидцев (они хранятся у нас в музее), жители города Демидова, рискуя жизнью (часовые стреляли без предупреждения), всё же ухитрялись передавать узникам кто что мог: хлеб, сухари, варёный картофель, табак, спички. Больные и раненые, истощённые и замученные до полусмерти находились под палящими лучами солнца (в овраге не было ни деревьев, ни другого укрытия), а в ненастье промокали под дождём до нитки и зябли. Многие, не выдержав болезней и жестоких истязаний, голода и холода, умирали.
В тёплые дни из оврага распространялось зловоние от нечистот и подолгу не убиравшихся трупов. Из глубины его доносились стоны, глухие звуки кашля простуженных и чахоточных. У оврага (там сейчас продовольственный магазин) находилась «пытальная», так демидовцы называли место пыток пленных, коммунистов и комсомольцев, партизан и евреев. «Пытальная» представляла собой большой стол из досок-горбылей с острыми сучьями, по углам его четыре столба с прикреплёнными к ним резиновыми тяжами. Допрашиваемого клали на этот стол, к рукам и ногам привязывали тяжи, которые растягивали его во все четыре стороны, и в таком положении жертву били резиновыми дубинками или плётками из электропроводов.
По ночам, когда город спал, из лаге-ря часто доносились стоны больных и истошные вопли ис- тязаемых в «пытальне».
Д.Герман, уч. 10 класса школы №1 г.Демидов
Полностью материал читайте в печатном издании газеты «Поречанка» №44 от 1 ноября 2019 года