Годы, опаленные войной
Моя бабушка, Екатерина Ивановна Брысенкова, родилась в далеком 1914 году в деревне Жугино Демидовского района в красивейших, живописных местах, близ одного из уникальных озер Смоленского Поозерья -озеро Рытое.
В ее семье были два старших брата, Иван и Роман, и две старшие сестры, Ефросинья и Анастасия, бабушка была в семье младшей дочерью. Своих братьев она плохо помнила, так как между детьми была большая разница в возрасте, Один погиб в финскую, другой — в гражданскую войны. А с сестрами ей пришлось вместе пережить ужасы Великой Отечественной войны. Ефросинья от рождения была очень болезненным ребенком, страдала врожденной болезнью — астма, и, может быть, именно поэтому не смогла создать семью, так и прожила, помогая бабушке растить детей, когда ее муж ушел на фронт. Часто, долгими, зимними вечерами, греясь на русской печке, рассказывала мне бабушка о том, как жили люди в царское время, как с сестрами и девчушками — подружками любили в большие церковные праздники ходить в деревню Покровское, где на площади перед Екатерининским дворцом (до революции он еще не был сильно разграблен и разрушен) устанавливали большие качели, карусели, по всей длине располагались торговые ряды .И чего там только не было! Вначале нужно было отстоять службу в храме, а потом идти веселиться. Купить и продать в базарный день можно было все: домашнюю птицу и скотину, кухонную утварь и плетеные корзины, лапти, хомуты, кованые изделия, лыко, мочало, семена и т.д. Родители сестрам давали одну копеечку золотом, и на эту денежку они могли накупить целый платок сладостей: баранок, пряников, петушков и.т.д. Домой возвращались довольные, уставшие, ко времени, когда нужно было встречать корову с поля. Жили небогато, хотя много работали. Бабушка с трудом закончила три класса, так как одевать детей в школу было не во что. Особенно туго было зимой с обувкой, валенки считались в деревне огромной роскошью. После революции жизнь в деревнях стала еще более трудной.
На момент начала Великой Отечественной войны бабушка, Екатерина Ивановна, была замужем за моим дедушкой, Брысенковым Павлом Сергеевичем, 1910 года рождения, уроженцем д.Курилы Демидовского района. В их семье было трое маленьких детей. Сразу после сообщения о начале войны объявили всеобщую мобилизацию. Всех молодых мужчин из городов и деревень отправляли на фронт. Бабушка часто вспоминала, как были укомплектованы и одеты новобранцы, уходившие на войну: кто- то шел в сапогах, кто-то в лаптях, а некоторые просто босиком. Прощаясь с родными,, никто не знал, сколько продлится она проклятая , но сомнений в том, что враг будет разбит и повержен, не было ни у кого. Всех пугал не сам немец, всех пугала неизвестность. Что будет дальше? Как растить детей? Ведь в семье Брысенковых все погодки, а младшенькой не было и года. Когда в Баклановском сельском совете объявили приказ об эвакуации, местные жители спешно стали собирать свои пожитки. Некоторые, кто жил более зажиточно, на телегу с лошадью грузили весь свой » ценный» скарб, а сзади гнали корову или телку. Бабушка не смогла взять ничего, на руках она несла младшую дочку, за спиной узелок с детскими вещами, а двое старших детей шли, держась за ее юбку. Пробыли они в эвакуации в деревне Панщино Ильинского района около года. Как тяжело ей жилось, она рассказывала, с трудом сдерживая слезы. В хозяйском доме, куда ее определили на временное проживание, она вместе с детьми спала на полу, в чугунах варили подмороженную картошку и пекли липовые и травяные лепешки. Чтобы как-то помыть детей, бабушка варила в бане, которую топили по-черному, щелок. Крутым кипятком заливала золу из печки, и через некоторое время на поверхности этой массы появлялась розовая щелочная жидкость, которая хорошо пенилась, ее сливали и мылись. Но разве этим можно было спастись от вшей и клопов, которые не давали людям покоя. От недоедания и болезней умерла младшая дочка. А домой вернувшись втроем, просто не узнали своей хаты, от нее остались одни стены. Пришлось поселиться в соседней, более или менее уцелевшей, где жила сестра. Получила Екатерина Ивановна продовольственный паек 3 кг. зерна на месяц, оставила детей с больной сестрой и пошла копать в Понизовье картошку. Иногда так получалось, что люди огороды сажали, а убирать было уже некому. В ожесточенных боях деревни по нескольку раз переходили » из рук в руки». Накопали вместе с такими же солдатками по два мешка и стоят на дороге, чуть не плача. Ехали военные на машине, пожалели женщин, ведь их мужья тоже на фронте. Пока добиралась, младший сын уже опух от голода, не присела даже, бегом в лес, нарубила дров, истопила печку. Накормила детей и сестру, и только тогда немного успокоилась. За участие в восстановительных работах после оккупации бабушке вручали юбилейные медали.
Закончилась война, вернулся и дедушка. За доблесть и героизм дедушка, Брысенков Павел Сергеевич, награжден орденом Отечественной войны второй степени; медалями» За отвагу», » За взятие Будапешта» и.т. д. Был дважды ранен. Дедушка рассказывал, как, освобождая Белоруссию, он и двое молодых ребят белорусов попали в окружение, их посадили в сарай на краю деревни, а рано утром должны были расстрелять. Все трое были молодые, и тогда мой дед, пользуясь тем, что он старший по возрасту, организовал побег. Ребята опасались, поначалу отказывались, затем согласились. Разобрали несколько дощечек на крыше сарая, убили часового и убежали в топкие болотистые места, а затем пробрались к нашим. Немцы болот боялись, поэтому и не бросились в погоню.
Ушел на фронт и брат дедушки- Брысенков Афанасий Сергеевич, уроженец д. Курилы. Прошел дорогами войны не один год. В одном из боев был тяжело ранен. Долго находился в госпитале, вернулся без ног, с наградами на груди. Но не сдался солдат, продолжал трудиться. Многие жители окрестных деревень говорили ему «спасибо» за сделанную его руками мебель.
Однополчане, с кем воевал мой дед, везли из Германии богатые трофеи, он же привез моей бабушке всего один подарок, отрез ткани на платье, ярко-василькового цвета, который она в тот же день поменяла на хлеб. Бабушка и дедушка прожили долгую, счастливую жизнь, много работали, всегда держали домашних животных, большой огород. Помогали детям и внукам, их в семье Брысенковых было семеро. За воспитание детей ей был вручен орден Материнской славы 11 степени.. Среди жителей деревни всегда пользовались заслуженным уважением.
75 лет прошло с момента окончания войны, а некоторые западные политики пытаются осквернить и очернить подвиг русских людей во время Великой Отечественной войны, но мы, внуки фронтовиков, сделать им этого не позволим, потому что будем своим детям рассказывать о тех событиях, о страшных годах, опаленных войной. И будьте уверены, мои дорогие ветераны, труженики тыла, дети войны, все, что вы сделали для нас, мы, живущие в мирное время, никогда не забудем. Низкий вам всем поклон, будьте здоровы и счастливы, мы вами гордимся.
Инна Михайлова.
На снимках: я и мои бабушка и дедушка, Екатерина Ивановна и Павел Сергеевич.; брат дедушки- Афанасий Сергеевич.